Йога и православный исихазм

Йога и православный исихазм


Статья небольшого объема о древних духовных практиках может как указать путь к истине, так и навредить. Издержки такой статьи — упрощение сложнейших духовных истин и сокровенного опыта святых, низведение их до уровня брошюры «10 минут йоги на каждый день». Она может быть полезной читателю лишь в одном случае: если приведет его в духовную среду, где истины, упомянутые поверхностно и обзорно,  будут представлены в должном свете. Цель предлагаемой публикации — указать на незримое единство культур, их взаимовлияние в глубокой древности. Читатель, имевший опыт обращения к святоотеческой литературе, наверняка был шокирован тем, насколько духовный опыт подвижников и старцев может отличаться от обыденной жизни. Монахов искушают бесы, к ним приходят ангелы, периоды уныния и сомнений сменяет опыт соприкосновения с благодатью Божьей… Все это безгранично далеко от обычной жизни, пусть даже включающей в себя ритуально-воскресный поход в храм. Очевидно, что для избранных подвижников имело место определенное «совмещение реальностей», созерцание альтернативных измерений, недоступных обывателям. Однако наивно было бы полагать, что способности к такому видению появлялись спонтанно. Они были следствием целой системы послушания, которая включала в себя молитвы, посты, работы… а также сокровенные мистические практики, передающиеся от старцев к ученикам. Наиболее известное упоминание этих практик встречается в споре византийских богословов 30–40-х гг. XIV века о познаваемости сущности Божьей. В это время ученый богослов Варлаам Калабрийский, имеющий прозападное духовное образование, написал трактат о воссоединении церквей, в котором предложил упразднить споры о нисхождении Св. Духа от Сына, ввиду непостижимости сущности Божьей. Варлааму возразил выдающийся византийский мистик и богослов Григорий Палама, указавший на то, что монахи, следующие своим духовным обетам и практикам на Афоне, имеют «живой»  опыт богопознания.  Ознакомившись с этими практиками, Варлаам был смущен и шокирован способом подвижничества византийских исихастов (молчальников), проводивших все время в молитве, совершенно отрешившихся от интересов мира и помышлявших исключительно о спасении. Такой тип подвижничества, неизвестный западному монашеству, живущему преимущественно деятельной жизнью, показался Варлааму не только странным, но и заслуживающим осуждения. Следствием «войны миров» стал разгромный трактат Варлаама, из которого, пусть в гротескном и искаженном виде, мы узнаем о мистических практиках исихастов, известных также как «умное делание»: «Они (монахи) посвятили меня в свои чудовищные и абсурдные верования, описывать которые унизительно для человека, обладающего хоть каким-то интеллектом или хоть малой каплей здравого смысла, — верования, являющиеся следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения. Они сообщили мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души, о связи души с демоном, о различии между красным и белым светом, о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и, наконец, о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и во полной сердечной уверенности происходит внутри пупа» (Послание 5, к Игнатию).  Развернулась длительная полемика между Варлаамом и Григорием Паламой, которая разрешилась в 1341 г. на церковном соборе в Константинополе, признавшем ортодоксальность паламизма и исихастской практики. Варлаам признал правоту собора, но потом тайно уехал в Италию, где принял католицизм и окончил свои дни учителем греческого языка самого Петрарки. Именно благодаря устроенному им диспуту был заострен вопрос о «технической» стороне монашеских духовных практик. Эта «техническая» часть уникальна и интересна, так как позволяет сопоставить их с древними методами йогов и даосов. В чем суть и причины такого сопоставления? Все, что в христианских трактатах предлагается делать без всяких объяснений, просто как данность — не только повторяется, но и подробно объясняется в йоговской и даосской духовных традициях. Например, упомянутая концентрация «на пупе», ставшая предметом критики Варлаама, есть не что иное, как традиционная даоссая медитация на «нижнем дань-тане» — энергетическом центре. Даосы объясняют, что начинающий мистик не должен медитировать на области сердца, так как излишнее скопление в сердце «ци», то есть жизненной силы, может вызвать нарушения в его работе. Только после очищения и перестройки энергетической системы организма, практик допускается к медитации на область сердца. Далее мы рассмотрим фрагмент текста «Наставления Св. Симеона Нового Богослова», почитаемого русскими исихастами, и сопоставим описанное с некоторыми из классических практик йоги.  «Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: (1) беспопечение о всем, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвив всему, совесть чистую во всем, так, чтобы она ни в чем не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтоб помысел твой не клонился ни к какой вещи.  (2)Потом сядь в каком-либо особенном месте уединенно, затвори двери, склонись к груди головою своею и таким образом стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, старайся всячески обрести его, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой.  Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость, но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. <…> (3)Прочее же, что обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнаешь, храня внимание и держа Иисуса, т.е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» С технической точки зрения заслуживает внимания упоминание о том, что необходимо «упереть браду в грудь»,  без пояснений и комментариев. Йогические тексты объясняют, что обычно прана — жизненная сила — течет по двум энергетическим каналам, обвивающим позвоночник (ида-нади и пингала-нади). Однако для мистической практики необходимо направить прану в позвоночный канал (сушумну), чему служат бандхи (замки), одним из которых является «джаландхара бандха» — «горловой замок», направляющий прану в центральный энергетический канал. Фрагмент «приудерживая дыхание свое» — это йоговская пранаяма — практика обуздания и контроля дыхания для обретения контроля над внутренней энергией. Наше сознание и энергия связаны с праной, так объясняет йога. Весьма существенный момент исихастской практики — «низведение ума в сердце». Слово «ум» (nus) в исихастском контексте без ущерба может быть заменено словом «сознание». Исихастская традиция предписывала изменение как бы уровня физиологического самоотнесения сознания: человек должен «опустить ум в сердце», то есть сделать центром, «уровнем» своего самосознания, самоотождествления не голову, а «сердце», мистическое вместилище души. Только после «низведения ума в сердце» исихаст приступает к творению Иисусовой молитвы, к «умной» (осознанной) молитве, «умному деланию». Это «делание» совмещается с «видением» сердечного пространства, что также известно восточным традициям. Так, йоги и тантрики, сосредоточиваясь на сердечном центре (анахата-чакра) визуализируют в «лотосе сердца» образ божества и созерцают световые явления.  Но в исихазме видение света приобретает принципиальную важность, поскольку ослепительный свет, созерцаемый в процессе молитвы, почитается исихастами за Фаворский свет, осиявший Иисуса Христа во время Преображения.  Можно было бы посвятить множество страниц проведению параллелей, однако объем статьи ограничен. Всех заинтересовавшихся мы отсылаем к труду выдающегося востоковеда Евгения Александровича Торчинова «Религии мира, опыт запредельного» (глава «Византийский исихазм»).   Нам же необходимо сказать о чрезвычайно важных вещах, нередко замалчиваемых при обсуждении затрагиваемой темы. Как только появился интернет, немедленно возникли сайты и статьи с названиями «Тайна афонских монахов раскрыта!», «Современный исихазм»  и подобные, изобилующие описаниями технической стороны вопроса. Однако напомним, что даже приведенный текст Симеона Нового Богослова начинается совсем с другого: с необходимости иметь «совесть чистую во всем, так, чтобы она ни в чем не обличала тебя, и совершенное беспристрастие, чтоб помысел твой не клонился ни к какой вещи». Итак, чистота сердца — необходимое условие для допуска к сокровенным практикам. Сколь наивно полагать, что посредством нескольких  упражнений обычный человек может с легкостью обрести то, что редко обретали даже выдающиеся подвижники! Однако именно такая «реклама» встречается на упоминаемых ресурсах. В связи со сложившейся ситуацией необычайную актуальность обретает «Предостережение» преп. Макария Оптинского, посвященное затрагиваемой проблеме. Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей.  Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, старец убеждает: несвоевременное стремление к «высокой», «созерцательной» жизни чревато прелестью (псевдодуховными галлюцинациями), умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью. Он утверждает: мера новоначального — молитва устная, не сопровождаемая никакими «художественными способами», сведения о которых содержатся в святоотеческих творениях.  Очень определенно пишет об этом же в своих наставлениях об Иисусовой молитве современник Старца Макария — святитель Игнатий (Брянчанинов): «Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою Иисусовою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы. (...) Вот тебе (новоначальный) завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное; удовлетворительно (в свое время) объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время. Занимайся исключительно молитвою покаяния со всею тщательностью; старайся молитвою принести покаяние». Что же говорят мастера йоги? Основа классической йоги — вовсе не ставшие столь известными физические упражнения — асаны. Первая (и основополагающая) ступень — это «яма и нияма»  — соблюдение строгих нравственных принципов, включающих в себя правдивость (сатья), нестяжательство (астея), удовлетворенность имеющимся (сантоша), вегетарианство как принцип ненасилия (ахимса), совершение всех поступков как жертвоприношения Всевышнему (ишвара-пранидхана) и многие другие. Однако, к сожалению, мы видим, что в современном мире люди начинают практиковать многочисленные позы, контроль дыхания и даже более серьезные энергетические техники, игнорируя следование нравственным законам Вселенной. Что же ждет их? В йоговских трактатах мы можем найти тонкое замечание о воздействии мистической силы Кунадалини. Если адепт пробуждает ее, предварительно не очистив сердце от страстей, то не он становится ее повелителем, а кундалини делает его своим рабом. В современной культуре эта идея наиболее ярко выражена в философии «Звездных войн» о «темной стороне Силы». Станислав Зюзько
« Возврат к списку

Все новости и статьи

7 причин, по которым заросшие сорняками лужайки лучше модного газона

24.09.2021

Травяные газоны, несмотря на длительную и устойчивую тенденцию к росту популярности, в последнее время становятся не столь популярными. Люди начинают понимать, что лужайки — это лучшая садовая недвижимость, а земля может использоваться более продуктивно. Конечно, по этому поводу не так много споров — сады гораздо более функциональны и, как многие сказали бы, красивее, чем просторы скошенной травы.

Эти пять морских животных умирают из-за пластикового мусора. Как им помочь?

23.09.2021

Роль пластиковых изделий в повседневной жизни людей во всем мире огромна. Мы могли бы выдавать вам множество данных по этому вопросу в течение всего дня (например, ежегодно потребляется более 300 миллионов тонн пластика), но одно точно — влияние этого количества пластика граничит с чем-то невообразимым.

Правда о ваших джинсах

21.09.2021

Все обожают джинсы. Они прочные, надежные и универсальные. Но являются ли джинсы экологичной одеждой? Что ж, хотя существуют экологически безопасные варианты денима, массовое производство денима вредит окружающей среде и работникам, которым поручено его производить.

Лучшие веганские заменители сливок

17.09.2021

В качестве альтернативы есть довольно много заменителей, которые вы можете приготовить самостоятельно, если в рецепте вам нужны молочные сливки. Большинство из них плохо взбиваются, но отлично подходят для многих других рецептов, где требуются сливки, таких как сливочная паста, кремовые супы или лазанья.

Как приготовить веганскую основу для пиццы из цветной капусты

17.09.2021

Овощная альтернатива традиционной тонкой хрустящей основе.

Бурекасы со шпинатом и сыром

14.09.2021

Бурекасы — это выпечка, популярная в сефардской еврейской и израильской кухне. Вы найдете их свежеиспечёнными буквально на каждом углу Тель-Авива, где они ждут, пока их съедят. Эти пирожки из слоёного теста бывают самых разнообразных форм с широким выбором начинок. Всего один укус данной веганской версии бурекаса с начинкой из шпината и миндального сыра, только что вынутого из духовки, и вы непременно станете их фанатом.

Медицина и тесты на животных

08.09.2021

Что и как тестируют на животных, какие есть этичные альтернативы этому и обязаны ли медики в России ставить эксперименты над живыми существами – разберемся в этой статье.

Будь неидеальным веганом!

27.08.2021

В условиях нынешнего экологического дисбаланса и интенсивной эксплуатации ресурсов, это нормально — начать беспокоиться о том, как может выглядеть наше будущее на этой планете. Может начать закрадываться тревога. И тут хочется сказать: «Отставить панику», вопреки призыву Греты Тунберг: «Я хочу, чтобы вы запаниковали и действовали так, будто ваш дом горит».

Гэри Юрофски: «Люди превратили животных в неодушевленные предметы»

27.08.2021

Для одних американский активист Гэри Юрофски – современный герой, другие же считают его преступником и агрессивным фанатиком. Но определенно, он один из самых влиятельных пропагандистов веганства, который своими радикальными высказываниями и провокационным поведением привлекает внимание миллионов людей по всему миру к проблемам унижения, порабощения и убийства животных. Например, в Израиле его эмоциональные и шокирующие лекции произвели настоящую революцию, сделав эту страну самой веганизированной в мире.

Чек-лист здорового человека

24.08.2021

Самый верный признак любви к себе – забота о своем физическом и психологическом здоровье. Мы собрали 20 способов сделать свою жизнь лучше.

Мысли – наши дети

16.08.2021

Люди думают, что их мысль мала и ничего достичь не может. Между тем потенциал мысли велик, и для мысли не существует ни пространства, ни времени. Люди забывают, что каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство. Нет сомнения, что действие мысли будет тем сильнее, чем больше вложено в нее мысленной силы.

Где брать Омега-3-6-9?

15.07.2021

Ненасыщенные жирные кислоты необходимы нам, чтобы быть здоровыми, энергичными и сообразительными. Кратко расскажем о том, что такое Омега-3, Омега-6 и Омега-9, и где они содержатся.

Глубокое дыхание

12.07.2021

Древние посвященные знали важность правильного дыхания и развивали методы не только поддержания физического здоровья и долголетия, но также и достижения высших состояний сознания.

Выборы, которые мы совершаем каждый день

23.06.2021

Кажется, что наша жизнь – это кинолента, в которой все идет по заданному сценарию. Каждый день мы встаем, чистим зубы, завтракаем, трудимся и так изо дня в день. И все наши действия отточены до автоматизма. Где же творчество и свобода?

«Вырастим лес вместе!»: приезжайте знакомиться с нами и сажать деревья

12.05.2021

«Вырастим лес вместе!»: приезжайте знакомиться с нами и сажать деревья

Хотите лично познакомиться с редакцией Vegetarian? Есть идеальный повод для этого – акция «Вырастим лес вместе!», которая пройдет уже в это воскресенье, 16 мая. Приезжайте, чтобы пообщаться, высадить деревья, убраться и провести выходной день на природе.

Душные люди: приговор или повод измениться?

04.05.2021

Последнее время часто слышно (а в интернете видно) слова «душный человек», «душнарь», «душнила» и т.п. Нам стало интересно, это что-то относительно новое или хорошо забытое старое, определение или шейминг, диагноз или повод измениться? Пришло время открыть форточку и посмотреть свежим взглядом!

  наши проекты