Иудаизм и вегетарианство

Иудаизм и вегетарианство

В целом, иудаизм не рекомендует аскетический образ жизни и призывает наслаждаться дарами этого мира в надлежащей форме. Что касается пищи, его учение можно свести к талмудическому заявлению: «Человеку придется отвечать за все, что он видел, но не ел» (это касается только кошерных продуктов). С другой стороны, Талмуд заявляет, что желательно, чтобы рацион в основном состоял из не-мясных продуктов. Для евреев-вегетарианцев, которые желают жить в соответствии с этим учением, это не является формой самолишения, потому что они не желают есть мясо, и считают, что вегетарианство полезно для здоровья. Что говорят о вегетарианстве священные книги иудаизма  Первая книга Торы 1:29 гласит: «И сказал Бог: Вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу». По мнению некоторых классических еврейских комментаторов Торы, это означает, что первоначальным планом Бога было сделать человечество вегетарианским, и только позже  Бог дал разрешение человеку есть мясо из-за слабости человеческой природы.  Идеальным образом Торы является вегетарианец, и можно предположить, что законы кашрута на самом деле предназначены для того, чтобы отучить нас от мясоедения и привести к вегетарианскому идеалу. Ритуалы кашрута напоминают нам о высокой цене, которую мы платим каждый раз, убивая живое существо.   Существуют несколько иудаистских аргументов, используемых еврейскими вегетарианцами. Три основных компонента, которые доказывают, что вегетарианство представляет собой этическую заповедь (мицва), — это Цаар Баалей Хаим, Пикуах Нефеш и Баль Ташхит. Цаар Баалей Хаим является предписанием «не причинить боль живым существам». Пикуах Нефеш — это уважение к (не только) человеческой жизни, которая находится в непосредственной опасности. Баль Ташхит — это закон, запрещающий разрушение. Другим аргументом является то, что со времен Адама и Евы не разрешалось есть мясо и что, согласно некоторым мнениям, в Мессианскую эру весь мир будет вегетарианским, и отказ от мяса приближает мир к этому идеалу. Еще один аргумент состоит в том, что законы шхиты предназначены для предотвращения страданий животных; но сегодня при разведении скота индустриальными методами в высокоскоростных механизированных бойнях, даже кошерные скотобойни, по мнению некоторых авторитетов, не выполняют достаточно требований, чтобы мясо было кошерным. С точки зрения Каббалы, некоторые  видят в вегетарианстве «Тикун Олам» (достижения людьми возможности перехода всего сущего в новый, совершенный мир). Много и подробно на тему вегетарианства писал Рав Кук, основатель религиозного сионизма. Его небольшой буклет на иврите «Видение вегетарианства и мира» — одна из самых убедительных и плодотворных работ об иудейском вегетарианстве. Поклонником его мысли и редактором его работ был другой выдающийся учитель, Рав Давид ха-Коэн, прозванный за свой необычайный аскетизм «Назир» — «Отшельник». Примечательно, что на ха-Коэна во многом повлиял знаменитый русский религиозный философ Владимир Соловьев. Назир выучил русский язык и окунулся в русскую культуру сразу же после окончания учебы в ведущих литовских ешивах в Радине, Воложине и Слободке. Во время революции 1905 года его даже дважды арестовывали по подозрению в революционной деятельности, но сразу же освобождали. В 1906–1912 годах он учился на Петербургских курсах востоковедения, основанных бароном Давидом Гинцбургом, и там познакомился с философскими трудами Филона Александрийского, оказавшими впоследствии огромное влияние на его мировоззрение. По всей видимости, тогда же Назир открыл для себя и творчество Соловьева, также ориентированное на идеи Филона.  Ниже представлен краткий обзор мыслей Рава Кука о вегетарианстве, содержащихся в двух его статьях: одна из них была помещена в книге «Афиким ба-Негев», а другая — в книге «Тлалей Орот». Обе эти статьи отредактировал и прокомментировал упоминавшийся выше Рав Давид ха-Коэн. 
Как Тора относится к вегетарианству По мнению Рава Кука, стремление отказаться от мяса имеет правильную духовную основу. Всевышний создал животных не для того, чтобы человек убивал их ради собственной выгоды. Рав Кук упоминает те философские течения, которые отличаются жестокостью, и считают, что целью всего мироздания является удовлетворение человеческих прихотей. Они утверждают, что и животные созданы лишь для этого. Иудаизм относится к животным иначе. В Талмуде есть история о теленке, которого вели на убой, но он сбежал и пришел искать спасения у Раби Йегуды ха-Наси. Раби Йегуда сказал ему: «Иди, для этого ты создан». За это Раби был наказан тяжелой болезнью и выздоровел только после того, как сжалился над крысами, которых хотела убить служанка (Талмуд, Бава Мециа 85). Конечно, не запрещено убивать теленка и есть его мясо, но, тем не менее, Раби Йегуда ха-Наси поступил неправильно, сказав так теленку, который искал у него спасения (Статья Рав Кука «О вегетарианстве», ч.1).  Первому человеку, Адаму, не было позволено есть мясо. Только после потопа, во времена Ноаха (Ноя), когда все человечество опустилось на более низкий духовный уровень, мясо стало дозволено человеку. В Торе сказано: «И владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимися по земле» (Берешит 1:28). Рав Кук замечает, что Тора не имеет в виду «властвование диктатора, который порабощает свой народ ради достижения собственной выгоды». После потопа люди оставили вегетарианство и стали есть мясо, но человечество не забыло то время, когда только растения были дозволены человеку в пищу. Это положение вещей вернется в дни Машиаха. Мы рассматриваем это как идеал, к которому человечество должно стремиться. В тексте Торы не говорится прямо, можно или нельзя есть мясо, а сказано: «...ты скажешь: «поел бы я мяса», потому что душа твоя пожелает мяса» (Дварим 12:20). Почему Тора подчеркивает именно желание человека есть мясо? Дальше сказано: «...то сколько угодно душе твоей ешь мяса». В этих словах слышится упрек. Если тебе очень хочется, если это желание неодолимо, то тогда можно — ешь... Внутренний настрой этих слов свидетельствует о том, что Тора не поощряет мясоедение.  В Талмуде говорится, что человеку, невежественному в Торе, нельзя было бы есть мясо, но мудрецы разрешили ему это, хотя и с большим трудом. Раби Йегуда ха-Хасид говорит, что мясо можно есть только тому, кто накладывает тфилин, сделанный из кожи животного, и учит Тору по свитку, написанному на коже животного («Сефер Хасидим»). Тот, кто накладывает тфилин и изучает Тору, поднимает весь мир, в том числе и животных, из кожи которых изготовлены тфилин и свиток Торы, на более высокий духовный уровень, и только тогда ему позволено получать удовольствие от мяса таких животных.  Почему Тора разрешила есть мясо Тора позволила есть мясо по нескольким причинам. Человеку не следует представляться праведнее, чем он есть на самом деле. Мы еще не выполнили более важных задач, чем жалость к животным. Мир еще полон вражды, и люди поедают живьем друг друга. Тора учит нас продвигаться в духовном росте шаг за шагом. Поэтому только после того, как люди научатся правильно относиться друг к другу, придет время думать об отношении к животным. Все это касается общества в целом. Нет ничего предосудительного, если отдельный человек решил встать на путь вегетарианства — при условии, что он достиг праведности во всех своих поступках. Невозможно требовать от человечества более высокого нравственного уровня, чем тот, на который оно способно. Большинство людей не ощущают потребности перестать есть мясо, поэтому следует подождать, пока это произойдет само собой. Если сегодня запретить всем людям есть мясо, то тяга к мясу станет до того сильна, что есть опасность, что люди перестанут отличать мясо животных от человеческого мяса, и это приведет к людоедству. Рав Кук говорит об этом так: «Это вожделение столь сильно, что если бы мясо животных было запрещено в пищу, то моральная низость, которая всегда только и ждет подходящего случая, чтобы проявиться, привела бы к тому, что люди перестали бы отличать мясо человека от мяса животного и птицы... Нож угрожал бы любому, лишь бы наполнить ненасытную утробу морально разложившегося человечества» («Талелей Орот»). Еще одна причина, которая не позволяет запретить употреблять мясо в пищу, заключается в стремлении подчеркнуть различие между человеком и животными. Отказ от мяса мог привести к тому, что стерлась бы та грань, что отделяет человека от животного. Теперь же эта грань очерчена очень четко: людей убивать нельзя, а животных можно (там же). Еще одна причина — это чувство жалости, свойственное человеческой природе. Есть люди, жестокие к ближнему, однако и у них существует естественное чувство жалости, которое ищет себе применения. Поэтому они жалеют животных и не едят их мяса. Этим они пытаются прикрыть свою жестокость по отношению к людям, и это очень опасная аномалия. Величайший злодей и убийца евреев, да будет стерто имя его, был вегетарианцем. Он жалел животных, и в то же время отправлял на смерть миллионы людей. Все эти причины указывают на то, что еще не время призывать человечество отказаться от мяса. И все же мы не забываем, что позволение Торы есть мясо — это уступка человеческой слабости. Но в дни Машиаха евреи, несомненно, перестанут есть мясо. Забота о благе животных Возникает вопрос: каким образом то, что разрешено сегодня, может быть запрещено в будущем? Запрещенное Торой не может стать разрешенным, а разрешенное — запрещенным. Рав Кук объясняет, что в дни Машиаха не возникнет никакой надобности в том, чтобы изменять заповеди Торы. Скорее всего, изменится сама человеческая природа, и люди станут испытывать отвращение к мясу животных, точно так же, как сегодня мы испытываем отвращение к человеческому мясу. Когда между людьми воцарится мир и согласие, придет время позаботиться и о благе животных. Всевышний заповедовал нам властвовать над животными, и мы должны помнить, что у этого властвования есть цель — благо животных.  В процессе развития человечества будет происходить и развитие животных. Люди поднимут животных на более высокий культурный уровень. «Человек вознесет на такую несказанную высоту физическое и, более того, нравственное и духовное развитие животных, какую мы и представить себе не можем в наше время, исполненное уродства и низости. Все животные примут новое, высокое обличье, и весь мир изменится вместе с ними», — говорит Рав Кук. Эти слова немного напоминают нам теорию эволюции Дарвина. Рав Кук пишет в книге «Орот а-Кодеш», что теория эволюции, которая сейчас захватила весь мир, более всех других теорий соответствует тайнам Каббалы.  Каббала говорит о том, что мир находится в постоянном развитии. Аризаль, величайший из каббалистов, неоднократно писал о тайне вознесения миров. Он говорит, что человек когда-нибудь достигнет такого высокого духовного уровня, какой мы не можем представить себе даже в своем воображении. Это относится и к животным. Рав Кук пишет, что  животные будущих времен будут стоять на такой ступени, на какой сейчас стоит человек. Аризаль пишет: «Знай, что животные, что были созданы в шесть дней Творения, находились на более высокой ступени, чем нынешний человек, после того, как он согрешил. Поэтому неудивительно, что осел Раби Пинхаса бен Яира знал то, чего не знают мудрецы» (Рав Хаим Виталь, «Врата заповедей»). «Во времена Адама все животные находились на самом высоком духовном уровне, который только возможен для них, и поэтому Адаму нельзя было употреблять их в пищу, а можно было есть только растения. Когда Адам согрешил, согрешили и животные, и с тех пор чистые (кашерные) животные поднимаются на более высокий духовный уровень посредством того, что мы их едим». Это происходит потому, что когда мы едим мясо животного, оно становится частью нас самих, частью нашей плоти и души, и таким образом животное приобретает качества, которых ему недостает, главное из которых — это человеческий разум» (Рав Кук, «Олат Раайя»).  Как же в дни Машиаха, когда люди перестанут есть мясо животных, мы будем приносить жертвы? Некоторые мидраши говорят, что в будущем все жертвы будут упразднены, кроме корбан тода (благодарственная жертва), которая состоит из продуктов растительного происхождения (мука, оливковое масло и т. д.). В своей брошюре, обобщающей учение Рава Кука, Джозеф Грин, южноафриканский еврейский вегетарианский писатель ХХ века, приходит к выводу, что еврейские религиозные этические вегетарианцы — это пионеры мессианской эры, они ведут жизнь, которая делает пришествие Мессии более вероятным. Еврейская традиция утверждает, что один способ ускорить приход Мессии — начать практиковать то, что будет преобладать в мессианское время. Многие видные раввины пропагандировали вегетарианский образ жизни; среди них — главный раввин Израиля Шломо Горен, Рабби Давид Розен, бывший Верховный Раввин Ирландии, Шеар Йашув Коэн, верховный Раввин Хайфы, главный Раввин Британии Джонатан Сакс.  Многие другие видные раввины и толкователи Торы, например Кассуто, Ицхак Айзик Герцог и другие, считали, что употребление мяса не желательно с точки зрения иудаизма. Один из крупнейших экзистенциальных философов и современных еврейских мыслителей Мартин Бубер также предпочитал воздерживаться от мясной пищи. Исаак Башевис Зингер, получивший Нобелевскую премию 1978 года по литературе и Агнон, еще один нобелевский лауреат, симпатизировали вегетарианству, считая, что в его основе  лежит учение о доброте к животным. Перечень выдающихся евреев-вегетарианцев, священнослужителей и мирян можно еще продолжить, и трудно усомниться в том, что вегетарианство легко вписывается в иудейский уклад жизни и, в целом, считается предпочтительным. В наши дни растительную диету пропагандирует Североамериканское общество иудеев-вегетарианцев, равно как и Международное общество иудеев-вегетарианцев со штаб-квартирой в Лондоне. Обе организации медленно, но верно приобретают убежденных сторонников. Согласно данным опроса, проведенного в 1999–2001 годах Министерством здравоохранения, 8,5% населения Израиля в возрасте 25–64 года определили себя как веганы или вегетарианцы (женщины — 9,8%, мужчины — 7,2%). Израиль занимает второе место в мире (после Индии) по количеству религиозных вегетарианцев. Быть может, эти факты говорят о том, что приход Мессии и наступление «Золотого века» — не за горами? Во всяком случае, очень хочется в это верить.  В статье использованы материалы сайтов http://donmeh-west.comru.wikipedia.org
« Возврат к списку

Все новости и статьи

Что такое «растительное мясо» и где его едят?

15.08.2019

Пока нам кажется, что о веганах никто не заботится, а мир заполонили корпорации мясоедов, ученые на протяжении 7 лет разрабатывают растительное мясо. Точнее, уже разработали и представили результат на суд публики. С апреля этого года инновационный продукт можно попробовать и в некоторых ресторанах Москвы.

Дела семейные: 5 мнений о любви, традициях и силе

14.08.2019

8 июля отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности, когда принято благодарить самых близких людей, обмениваться теплыми пожеланиями и поддерживать старые и новые традиции. Мы поговорили с представителями нескольких семей, давно живущих по законам осознанности и этичного образа жизни, и теперь рады представить вам, дорогие читатели VEGETARIAN, целый калейдоскоп вдохновляющих историй!

Те самые веганские сырники

14.08.2019

Этот рецепт приобрел большую популярность среди моих подписчиков, я получил небывалый отклик. Уверен, что вам он тоже придется по вкусу!

Летний персиковый салат с рукколой и фисташками

14.08.2019

Нежный, терпкий, легкий, красивый и от первого до последнего ингредиента насыщенный полезными микроэлементами- этот летний персиковый салат с рукколой. Острота рукколы, нежность персика и аромат базилика удивят вас своим сочетанием. Просто попробуйте!

Петр Добров: «Веганство – мировоззрение человека новой эры»

13.08.2019

Блогер Петр Добров называет себя Человек-ЗОЖ. Он собственным примером продвигает идеи здорового образа жизни и веганства. Петр уже многих вдохновил задуматься над тем, в каком мире мы живем и какое влияние оказывает человек на природу. Отсутствие продуктов животного происхождения не мешает, а наоборот, помогает оставаться сильным и не болеть.

Степан Христанов: «Я верю, что музыка лечит»

13.08.2019

Когда-то Степан Христанов не мечтал о тонких материях, играл и слушал рок и питался, как все, обычной пищей, т.е. был активным мясоедом. А сейчас, спустя несколько лет после первого посещения Индии, он стал широко известным музыкантом, приглашаемым на музыкальные площадки России и Европы. Степан создал необычные музыкальные коллективы – «Раги Ганги», «SitarPiano», «Органический Ситар» и др. Сейчас Степан активно гастролирует, ведёт несколько проектов, синтезируя традиции индийской европейской и русской музыки, искусно сочетая звучание ситара с другими инструментами – такими как фортепиано, балалайка, ханг, орган и другие. Перейдя на вегетарианское питание, практикуя йогу и музыку, он нашел в них суть саморазвития и духовного роста. О том, благодаря какому невероятному стечению обстоятельств с ним произошла такая радикальная трансформация, Степан рассказал нашей газете.

Моя интровертная Вселенная

13.08.2019

Серьёзно? Комиксы? Что за ерунда! Никогда не читала ни японскую мангу, ни американские Marvel. Но в эту невзрачно серую обложку влюбилась с первого взгляда. Закопавшись в огромное клетчатое одеяло, девушка лежит на полу перед раскрытой книгой. Домашний свитер, небрежно откинутая чёлка и дымящаяся чашка чая – вот оно, простое счастье! Наши глаза встречаются, и я понимаю: мы с ней одной крови.

Топ-5 приложений для медитации

12.08.2019

Сумасшедший ритм жизни, который присущ большинству жителей мегаполисов, отнимает все больше сил и энергии. В таком круговороте бесконечных дел, стрессов и плохого настроения мы зачастую не выпускаем из рук телефон. И часто, чтобы просто отвлечься, предпочитаем пролистывать социальные сети. Но есть полезная альтернатива. Существуют приложения, которые могут помочь успокоить разум, вернуть гармонию и настроить тело на продуктивную работу. Речь идет о приложениях для медитаций. Ведь доказано, что ежедневная медитация улучшает качество жизни и способствует положительному влиянию на ритм сердечных сокращений.

Погружение в себя: путеводитель по видам йоги

06.08.2019

21 июня в мире отмечается Международный день йоги. Конечно, в нашем сообществе большая часть людей давно практикует этот вид духовно-физических упражнений, но, мы уверены, есть и те, кому только предстоит знакомство с ним. Для вас и предназначен этот большой материал, где мы собрали наиболее популярные направления йоги, чтобы помочь вам разобраться в основах и понять, с чего стоит начать именно вам!

10 тенденций в современной ЗОЖ индустрии

02.08.2019

В прошедшем году ЗОЖ сообщество существенно продвинулось вперёд. Люди перестали стесняться вести открытые и честные разговоры о психическом здоровье, "зелёная" косметика обрела популярность, а большие продуктовые бренды начали массово скупать маленькие компании, ориентирующиеся на здоровое питание.
Оглядываясь на 2018 год, можно прогнозировать ещё больший прогресс в этой области, здоровая еда станет ещё доступнее, а мода экологичнее. Но самое главная тенденция заботы о себе - смешение старого и нового, древних традиций и передовых научных исследований. Именно этот подход, по мнению специалистов, лежит в основе будущего медицины всего человечества.

Аллергия - это навсегда?

02.08.2019

Мы   продолжаем откровенный   разговор с врачом,  доктором  Аюрведы – Парешем Джахнавом, и,   по  просьбам  наших читателей,   решили  коснуться   вначале проблемы,  которая  остро  насущна для   обитате лей  мегаполисов именно в   конце  весны  и  начале   лета, в   период  цветения деревьев и цветов. Ибо   с   понятием  «аллергия» наверняка сталкивался  каждый  из  нас  – лично,  или в  своем   ближайшем    окружении.  Что   только   не  вызывает  нашу   реакцию  на внешние  раздражители,   с    которыми   не    может   справиться   наша   иммунная   система: пыль,  плесень, пыльца цветущих   деревьев  и   цветов, животные, морепродукты, вся   так  называемая молочка. Что   предлагает  в этом случае Аюрведа, и с какими проблемами сталкиваются врачи, которые практикуют Аюрведу в России?

Взаимоотношения как духовная практика

31.07.2019

Тема взаимоотношений пугает. Это всегда что-то слишком личное, пронизанное болезненными воспоминаниями. И ведь действительно, только задумайтесь: как часто романтические отношения приносили вам боль? Сколько раз вы были брошенным или бросали людей, потому что ваше взаимодействие становилось невыносимым? Появлялась ли у вас хоть раз мысль о том, что все слишком сложно, и вы больше не можете испытывать эти разочарования? Можно ли построить счастливые, гармоничные отношения без скандалов, упреков, обид, злобы и непринятия?

«Зеленый тон»: уроки дипломатии для новичков

29.07.2019

Никогда не задумывались, откуда берутся все эти анекдоты о «травоядных»? Давайте начистоту: не о веджи как таковых они вовсе. Порою, открывая для себя этот новый чарующий мир, мы сами возводим непреодолимые стены с окружающим.

Когда внутри загорается «зеленый свет», он поглощает с головой. В эйфории нам и самим бывает сложно понять: окрыляет эта осознанность или… опьяняет. В чем же разница? Истинная гармония не может замыкаться исключительно на нас самих. Желаем мы того или нет – изо дня в день нам приходится взаимодействовать с внешним миром, зачастую далеким от наших представлений comme il faut. Как, став вегетарианцем, не «опьянеть» от счастья и не стать мемом во плоти?

Как ваш гардероб стал частью пластикового загрязнения

24.07.2019

В последние годы общая осведомленность о негативном влиянии пластика на окружающую среду стала заметно шире. Но знаете ли вы, что одежда, которую вы носите, также может содержать в себе пластик?

Электромашина уже не миф

23.07.2019

Январь 2019 года, бензин дорожает, соцсети пестрят постами водителей с призывом не покупать топливо по новой, высокой цене. Люди понимают, что нет адекватной причины поднимать стоимость топлива, но цены взлетают каждый год по различным мотивам, при этом страдают простые водители.

Экомаркировки: какие бывают и для чего

23.07.2019

Экомаркировки для натуральной и органической косметики существуют для того, чтобы покупатель мог отличить натуральную/органическую косметику от любой другой.

Если у того или иного продукта имеется один из сертификатов органической косметики, то вы можете смело брать его, так как это означает, что продукт является действительно натуральным и/или органическим (т.е. произведённым по определённым правилам), а не каким-нибудь псевдо-натуральным.

Несмотря на то, что звучит это просто, это не всегда так. Особенно проблематичным является сертифицирование для небольших фирм (особенно российских), которые предлагают действительно натуральную или органическую продукцию, но не могут себе позволить сертифицирование (просто потому, что это дорого).

  наши проекты