Почему мы выбираем вегетарианство: что такое онтотипы?

Почему мы выбираем вегетарианство: что такое онтотипы?



Гуманизм, ахимса, любовь, сострадание — для одних. Рационализм, научность, прагматизм, объективность — для других. Как бы мы ни старались объяснить свое обращение к вегетарианству, какие причины ни отыскивали бы в глубине своего сознания, все это лишь условные описательные термины, за которыми стоят фундаментальные бытийные установки. Но как или чем определяются эти установки? Что на самом деле движет нами, когда мы перестаем есть животную пищу? За ответами на эти вопросы мы обратились к известному исследователю, автору многих книг, метапсихологу, почетному президенту Института метафизики и Общества ведической культуры Сергею Михайловичу Неаполитанскому.
Veg: Михайлович, вам не кажется, что вегетарианство  в первую очередь связано с определенным способом  восприятия реальности? 
Сергей: Конечно. Знаете, в человеческом восприятии меня часто потрясает двойственность по отношению к животным. В одной компании меня познакомили с ярым защитником домашних животных. Он увлечено рассказывал о проявлении гуманного отношения к собакам,  кошкам и почему-то к тюленям. У него была собака, он считал ее другом семьи и полагал, что надо защищать и оберегать всех бездомных животных. Как можно не согласиться с этим? Но каково было мое удивление, когда оказалось, что он был владельцем крупного мясокомбината. Сегодня на ресурсах, посвященных вегетарианству, можно легко найти видеоинформацию о том, что на подобных предприятиях на самом деле происходит. Когда его спросили, чем обусловлена его избирательность — сострадание к одним животным, а к другим жестокость, он растерялся. В его картине реальности было само собой разумеющимся, коровы  —  предназначены для питания людей.  Как в его сознании сформировалось подобное верование?  Он даже не ставил перед собой вопрос о негумманности уничтожения коров и других животных. Наиболее важный вопрос для психологии 21 века — как мы воспринимаем реальность. Какие силы заставляют тем или иным образом видеть мир и действовать? Что является подлинным восприятием реальности, а что искажением? Все говорят о том, какую пользу приносит вегетарианство, как вегетарианство влияет на наше тело, на наше здоровье.  Но это также не более чем «фрейм» сознания, через который люди смотрят на мир. Но что определяет возникновение этого «фрейма», то есть то, как и почему мы приходим к вегетарианству и считаем его ценным для себя.
Veg: Что же?
Сергей: Наши верования, убеждения заставляют нас определенным образом видеть реальность, и, следовательно, мы выбираем из реальности то, что соответствует нашим представлениям. Мы видим то, во что верим. 
Долгое время, на протяжении почти всей истории человечества огромное количество людей занимались поиском утраченных знаний. В результате этих поисков появились различные модели человека. Эти модели — как картография нашего внутреннего пространства, ума, сознания… Это типологии личностей, описание темпераментов, уровней и состояний сознания, мотивов и так далее. Есть самые разные карты, но вот наш, двадцать первый век ознаменовался тем, что у различных школ возникает интегральное видение того, как же все-таки устроен человек и как устроен наш мир вообще. И это понимание основано на исследованиях традиций мудрости, философских и психологических школ современности. Один из главных принципов этого нового понимая — тот факт, что реальность и наше восприятие реальности не тождественные друг другу вещи. Карта — не территория. Иными словами, между нами и реальностью стоят фильтры. И во всех известных школах психологии пытаются научиться и научить избавляться от этих фильтров. Или, по крайне мере, осознавать то, что мы не осознаем реальность. В самых рейтинговых школах бизнеса подобный онтологический или феноменологический подход в менеджменте получил большое распространение. Прагматичные бизнесмены задумались, как можно разработать стратегию успеха, если нет объективного и системного  видения окружающей  среды.  Если говорить здесь о каких-то более популярных аспектах, то многие сейчас выделяют некоторые бытийные типы человека, или онтотипы, которые связаны с  предназначением человека, и определяют его мотивы, выбор и стили поведения. Именно это онтологическое (бытийное) ядро влияет на  то, почему и как  мы принимаем какие-то решения, а в контексте нашей беседы — становимся вегетарианцами.
Veg: Получается, что наш осознанный отказ от мяса и животных продуктов можно изучить, разложить на составляющие в соответствии с тем или иным онтотипом?
Сергей: Какой бы позиции мы бы не придерживались — сознание ли определяет бытие или наоборот — важно не забывать, что сущностная часть человека — поток осознания. К сожалению, мы так сильно отождествляем себя с материальным миром, впадаем в зависимость от него, что забываем о своей истинной природе. И чтобы вспомнить об этом, нужно порой весьма большое количество энергии, переживаний, опыта, уроков и осознания.  Многие тексты традиций мудрости, аюрведические каноны и монашеские уставы  несут послание о том, что человек, отказавшись от пищи, полученной через насилие над живыми существами,  обретает больше энергии для осознания своей истинной природы. Может быть, у него становится меньше грубой, витальной энергии, может быть его мозг меньше отравлен трупными ядами, но задача развития человека, возможно, как раз и заключается в выходе на новый уровень самоосознания, на более высокий уровень когнитивного восприятия, без которого успешно жить и функционировать в современном обществе становится невозможно. Итак,  существуют определенные онтотипы человека, которые и определяют во многом его выбор и намерения. А также потребность что-то избегать и чего-то достигать. Все эти онототипы или, как их еще называют, энеатипы обычно выстраивают в виде энеаграммы*.
Различные исследования, как древние, так и современные, пришли к тому, что реальность, воспринимаемая человеком, может быть обозначена для него какими-то дескрипторами, словами. Эту реальность, например, мы определяем как гармоничную, совершенную, как изобильную и эффективную, как наполненную сознанием и  любовью (особенна эта мысль прослеживается в Евангелиях). На основе этих дескрипторов можно выделить девять основных типов восприятия. Четкой границы между этими типами нет, но каждый человек приходит в этот мир с определенной доминирующей задачей, соответствующий тому или   иному типу. Это не значит, что я воспринимаю этот мир, к примеру, только как любовь и никак иначе — я просто принимаю то, что я склонен воспринимать этот мир, как мир, сотканный из любви. И вся моя деятельность построена на том, чтобы быть любовью,  излучать любовь, нести ее другим. Но есть, как я уже говорил, и искажающие динамики, связанные с  каждым эннеатипом
Veg: Давайте рассмотрим эту систему онтотипов подробнее. Какие типы существуют? Как люди разного типа относятся и приходят к вегетарианству?
Сергей: Я опишу их очень кратко. И еще раз: это — не нумерология. Тип номер один — это перфекционист, реформатор, моралист. Это люди, которые на основе своих верований, представлений стремятся во всем быть  совершенными. «Не морально есть животных, не правильно, не религиозно, не соответствует моим принципам» —  их ключевое  побуждение обращения к вегетарианству. Когда такой человек приходит к вегетарианству, то очень пунктуально следует ему, соблюдая все нормы и предписания. 
Второй тип — «Заботливый, любящий». Для этого типа особенно важно помогать и  служить другим. Такие люди эмпатичные, чуткие, внимательные. Очень часто они приходят к вегетарианству из глубокого сопереживания, из-за реального ощущения той боли и страданий, которые причиняются животным. 
Тип три — это типичный «достигатор». Основная его доминанта — стремление к успеху. Для него очень важно быть эффективным во всем, что он делает, и быть лучшим.  Представители этого типа амбициозны, предприимчивы, адаптивны к изменениям. В своем высшем развитии они стремятся проявить через себя изобилие вселенной   Veg: Не схож ли этот тип с тем, что вы говорили о первом типе? 
Сергей: В отличие от первого типа,  «достигатор» стремится скорее к внешнему успеху, к славе и признанию, для типа один главное — совершенство процесса. Тип под номером один — это принципиальный, иногда даже ригидный, моралист, а тип номер три — это выражение сверхпластичности, гибкости, готовности ради достижения своих целей отказаться от каких-то принципов. Такой тип людей приходит к вегетарианству, если это может быть полезно для достижения их целей, для успеха, для карьеры, наконец. Для него важна статусность и мода. Если известные актеры, политики являются вегетарианцами, то он постарается им соответствовать.
С другой стороны, их может подталкивать к вегетарианству желание быть здоровым, ведь здоровье — это одна из составляющих успеха. Эта идея, кстати, заложенная и в Аюрведе, веллнесе и во многих других учениях и течениях, очень привлекает людей третьего типа. Конечно, нельзя ограничивать все только этим набором причин. Здесь могут присовокупляться и многочисленные этические и нравственные причины, а также стремление к личностному росту и саморазвитию.
Veg: Какие еще существуют типы?
Сергей: Тип четыре — это индивидуалист, художник, человек с развитым чувством прекрасного, эстет. У этих людей выражена потребность отличаться от других и постигать смысл явлений. Тип четыре приходит к вегетарианству либо из желания быть не как все, либо из-за эстетического неприятия самой идеи, что можно есть трупы. А ведь все рестораторы, которые готовят мясо, намеренно или ненамеренно маскируют завораживающими названиями блюд тот факт, что на самом деле вам подается кусок трупа. Четвертый тип не обмануть красивой подачей блюда или загадочным его названием — они очень хорошо понимают, что мясо — это труп животного и использовать его в пищу антиэстетично, безобразно.
Пятый тип. Это люди, стремящиеся к знаниям, склонные к наблюдению. Они погружены в себя и для них очень важно видеть в этом мире системность, люди-наблюдатели, люди-мыслители. Они приходят к вегетарианству, во-первых, из осмысления того, что  невегетарианство нарушает саму систему жизни и законы мироздания, а, во-вторых, из-за глубокого понимания вредности животных продуктов не только для тела, но и для мышления. И они могут привести массу логичных аргументированных доводов  в пользу вегетарианства.
Для шестого типа очень важна преданность, приверженность какому-то сообществу, группе, авторитету, это очень социализированные люди, которые где-то внутри себя понимают, что они беззащитны перед миром, если останутся один на один с ним. Поэтому для них важно быть частью какой-то большой социальной группы. 
Veg: Своего рода лоялисты, да? 
Сергей: Да, именно так часто называют. Если они приходят в какое-то религиозное или этической движение, в группу единомышленников, которые являются вегетарианцами, то они с готовностью отказываются от мяса и верны принятому решению. Ведь для них крайне важно ощутить себя частью этой группы.
Седьмой тип часто называют оптимистами или гедонистами. Это люди, обладающие очень мощным зарядом радости, драйва, позитивной энергии. Обычно они креативны, инновационны и футуристичны. К вегетарианству их ведет желание не идти на поводу у стереотипов общества и неприязнь к насильственности, страданиям и боли. Они чувствуют, что насилие (в том числе и над животными) — это непозитивно, некрасиво, неэкологично, неоптимистично и в конце концов негативно отразится на них. Очень интересно кстати, что на определенном уровне они улавливают закон необходимости отказа от каких-то низших удовольствий, ради получения высших благ. Следует отметить, что «четверки» склонны к вегетарианским блюдам, наполненным ароматами специй, красиво оформленным и дарующим наслаждение всем чувствам. 
Через восьмой онтотип, который называют «конфронтатор, босс», действует такой аспект реальности как сила. В метафизическом контексте следует сказать о свойственных «восьмеркам» справедливости и великодушии.  У людей этого типа много витальной силы, они доминантны, властны, отстаивают собственную территорию жизни и довольно часто бывают агрессивны. Для «восьмерок» очень важен масштаб действий, а также конкретный измеряемый результат. 
Veg: Вряд ли такой человек когда-нибудь станет вегетарианцем, вам не кажется? 
Сергей: К вегетарианству они, пожалуй, приходят медленнее всех других типов. Скорее всего отказаться от мяса они могут лишь тогда, когда почувствуют, что есть мясо — это несправедливо по отношению к беззащитным существам или крайне опасно для здоровья. И тогда они могут стать вегетарианцами или веганами из желания защитить слабых, из великодушия и собственной силы. Но если они становятся вегетарианцами, то заставляют всех близких изменить диету. Кстати, тот предприниматель, о котором я говорил в начале, ушел из своего негуманного бизнеса и стал веганом. 
Veg: Что можно сказать о последнем, девятом типе?
Сергей: Наконец, девятый тип — это люди-миротворцы. Для них важна гармония, согласие, бесконфликтность. Вокруг себя они стремятся создать атмосферу баланса, мира. Поэтому для них употреблять в пищу животных попросту неэтично, дисгармонично, нехолистично, это нарушает целостность, разрывает ткань мирового единства.  Жизнь — это высочайшая ценность, и любое действие, даже косвенное участие, направленное против жизни, нарушает миропорядок и спокойствие души.

Итак, кратко «ПОЧЕМУ?» 
1. Аморально и нерелигиозно 2. Неэтично и бессердечно 3. Немодно и неэкономично  4. Неэстетично, пошло и безобразно 5. Неумно и примитивно 6. Бесчеловечно и опасно 7. Непозитивно и невкусно 8. Несправедливо и вредно 9. Бездуховно и насильственно 

*Эннеаграмма (от греч. эннеа — «девять» и грамма — «образ, путь») современная типология личности. Модель описывает девять типов личности, для каждого из которых характерен свой способ воспринимать окружающую действительность и адаптироваться к ней. Уникальность и высокая эффективность модели объясняется тем, что, в отличие от остальных типологий, она не ограничивается описанием стратегий поведения, а раскрывает глубинную мотивацию каждого типа. Работая с бессознательными убеждениями и ценностями человека, эннеаграмма позволяет использовать их как ресурс. Сегодня в своей работе технологию эннеаграммы успешно применяют Avon, Apple, Boeing, The DuPont, General Motors, Hewlett Packard, Microsoft, Toyota, Reebok, Sony, Coca-Cola и многие другие компании. 
« Возврат к списку

Все новости и статьи

Сыроедческая кешью-паста

18.01.2019

Для приготовления этой ореховой пасты вам понадобится всего один ингредиент: орехи. Ах да, ну и еще щепотка соли (хотя можно обойтись и без нее). Паста из орехов кешью – моя любимая. Но вы можете использовать любой сорт орехов на ваш вкус или смесь из разных. Ореховую пасту можно хранить в закрытой стеклянной посуде как минимум несколько месяцев. Вот только я сомневаюсь, что вы продержитесь так долго.


Константин Сперанский: «Просто ты выбираешь свою собственную тропу и идешь по ней»

11.01.2019

Константин Сперанский – один из участников российской музыкальной группы «Макулатура». Вместе с вокалистом – Евгением Алехиным – он несколько лет назад стал веганом. Костя рассказал нашему изданию о переходе на растительное питание, боксе и любви к России.

Кристен Леотсакоу: «Большинство греков не понимают, что мясо и молоко производятся на ужасающих бойнях»

11.01.2019

Видео-блоггер из Греции Кристен Леотсакоу достигла уже 143 000 подписчиков на своем YouTube-канале под названием Kristen Leo. Откровенная, красивая, приветливая, умная и интересная, она говорит на большие темы без тени сомнения и призывает людей думать о своем месте в жизни, питании, а также ответственности перед природой и животными.

Как найти работу в международных благотворительных организациях

11.01.2019

В мире есть работа мечты для каждого. Вы хотите быть полезными для нуждающихся, получить уважение и благодарность, видеть ощутимый результат труда и зарабатывать неплохие деньги? Vegetarian рассказывает о том, как стать сотрудником одной из международных организаций. И это вполне реально!

Китай захлопнул мусорную крышку

11.01.2019

Китай отказался принимать на утилизацию мусор из США, Великобритании, Австралии, Японии и других стран, породив мусорные проблемы. Забота об экологии вынудила Поднебесную пойти на жесткие меры, что в результате заставило покачнуться размеренную жизнь мировых держав.

Стаканчик от кофе – угроза для экологии

11.01.2019

Каждое утро по всей России сотни тысяч людей пьют кофе из пластиковых и бумажных стаканчиков, даже не осознавая вредных последствий для здоровья и окружающей среды от использования одноразовой посуды. А ведь так просто изменить ситуацию!


Бхикху Суппабуддхо: «Монах – благородный практик, чье сердце открыто»

11.01.2019

Что движет человеком в наши дни принять решение оставить увлекательную жизнь с миллиардом возможностей и уйти жить в монастырь? И находит ли он в результате то, что искал? Нам представилась возможность задать эти и другие вопросы монаху из буддийского монастыря в Янгоне (Мьянма) Бхикху Суппабуддхо, который еще пару лет назад работал простым учителем английского языка, путешествуя по странам Азии.

На что способна одна хорошая мысль

30.12.2018

Мысли формируют реальность, то на чём вы сфокусированы, сбывается, они направляют вашу энергию и материализуют желания. Например, мысль «хочу есть» реализуется очень быстро, «я куплю машину» — через месяцы или годы, «я не справлюсь сегодня с работой» может воплотиться в течение дня. Научившись дружить со своими мыслями, вы обретёте силу над собой.  

Где брать витамины?

30.12.2018

Буквально 2-3 месяца назад на этот вопрос было ответить, прямо говоря, сложно. Конец зимы, переходный зимне-весенний период, ещё не устоявшаяся погода и, несомненно, нехватка витаминов – как на прилавках магазинов, так и в нашем организме.

5 причин опасаться сои

30.12.2018

Тофу, мисо, темпе, эдамамэ и еще около 400 продуктов готовят из знакомой каждому вегетарианцу сои. Да, она несомненно популярна, но вместе с тем и очень противоречива. С одной стороны, соя восстанавливает нервную ткань, регулирует уровень холестерина. Благодаря сое нормализуется обмен веществ, а входящий в ее состав лецитин сжигает жировые клетки. Однако посмотрим на обратную сторону соевой медали. За таким списком полезных свойств скрывается довольно большой перечень недостатков. И для тех, кто склонен к перекосам в питании, мы написали 5 пунктов-предостережений от чрезмерного потребления сои.


Digital Detox: выходим в офлайн

14.12.2018

Утро современного человека уже давно начинается не с кофе, а с проверки своего смартфона. Шутки про то, что телефон стал продолжением руки, к сожалению, стали нашей реальностью. Несмотря на то, что технологии облегчили нашу жизнь во многих отношениях (навигатор, Google, Википедия), исследования показывают, что наша зависимость от них перекрывает все плюсы.


Ультрамарафон и вегетарианство

15.11.2018

Летом в Нью-Йорке прошли соревнования по 6-суточному и 10-суточному бегу, на которых ультрамарафонцев кормили только вегетарианской пищей. Верующим в «ценность» мясной пищи может показаться опасным, что организаторы лишили мяса спортсменов на период таких сверхнагрузок (почти все бегуны на этих соревнованиях преодолевали по 50-70-90 км в день, а победитель 10-дневного забега Ашприханал Аалто из Хельсинки – по 133 км в день). Подобные тревоги в беседе с VEGETARIAN развеял один из участников этих соревнований Юрий Москалёв, занявший второе место в 6-суточном беге среди мужчин в возрасте 50-60 лет.

Рак – убийца XXI века

15.11.2018

В XXI веке рак, как причина смерти, выходит на первые позиции, а ведь всего 80 лет назад он был редким заболеванием. Что стало причиной таких изменений, и как избежать этой угрозы. Ответ во многом очевиден ̶ это образ жизни, а секрет излечения в понимании того, как это произошло.


Правила поведения на планете Земля

15.11.2018

Земля сейчас особенно уязвима. Возможно, в будущем человечество «переедет» на Марс или другие космические объекты, а пока стоит позаботиться о своем доме. Vegetarian предлагает свою версию правил поведения на планете Земля (вырезайте и клейте на холодильник).

Главные «зелёные» новости 2017-го года

26.01.2018

Эта статья является кратким обзором на главные новости, произошедшие в 2017 году в мире вегетарианства, этики и экологии. Мы собрали для вас самые яркие «зелёные» события, чтобы показать насколько сильным может быть влияние людей, которые мыслят едино!


  наши проекты