Джон Маклафлин: божественное послание музыки

Джон Маклафлин: божественное послание музыки


Когда речь заходит о Джоне Маклафлине, то выражение «живая легенда» оказывается не штампом, а самым точным определением его личности. Его по праву считают одним из лучших гитаристов в мире. В этом году музыкант стал обладателем международной музыкальной премии «Alfa Jazz Music Award», а отечественным поклонникам его творчества представилась возможность встретиться с кумиром, совершающим концертный тур по России (Москва, Красноярск и Пермь). Удивительно, что с Россией он соприкоснулся еще в ранней юности: в 50-е годы в дом Маклафлинов регулярно приносили  газету «Правда», поскольку старший брат Джона изучал в университете русский язык. В последние годы Маклафлин несколько раз посещал Россию и страны бывшего Советского Союза. Он – любитель русской музыки; его коллекция старомодных виниловых пластинок включает записи Чайковского, Шостаковича, Мусоргского, Стравинского.  Музыкальная карьера Маклафлина развивалась параллельно его духовным поискам. Он родился 4 января 1942 года в Англии, в Йоркшире. Мама Джона была скрипачкой, и он ребенком начал играть на фортепьяно, а затем на гитаре, поскольку то было время повального увлечения блюзом. В 14 лет Маклафлин заинтересовался фламенко, а чуть позже переехал в Лондон, где стал слушать, а потом и исполнять джаз.  Приблизительно в это время, где-то в 1960 году, начались религиозные поиски музыканта, который, по его словам, вырос в атеистической семье. Он стал членом Теософского общества, основанного знаменитой русской писательницей и путешественницей Еленой Петровной Блаватской. Одной из причин его сближения с теософами стало то обстоятельство, что Теософское общество имело солидную библиотеку религиозно-оккультной литературы. Так произошло знакомство музыканта с индийской религиозной и философской мыслью. Он открыл для себя Шри Шри Раману Махариши, Рамакришну, Вивекананду, Премананду и Нисаргадатту Махараджа. Маклафлин говорит: «я обнаружил удивительную глубину в индийской мысли и философии». Тогда же Джон стал слушать индийскую музыку, которая также стала для него откровением: «Меня поразила ее красота и мастерство импровизации».  Во второй половине 60-х годов Маклафлин вышел на сцену в качестве гитариста британской ритм-энд-блюзовой группы  «Blues Flames». Он играл со звездами той эпохи – с Грэмом Бондом, Джорджем Фэймом, Алексисом Корнером, однако центром его притяжения оставался джаз, и в 1969 году Джон выпустил свой первый сольный альбом - Extrapolation. После этого в его жизни произошло такое важное событие, как переезд в Америку. Там он работал в группе барабанщика Тони Уильямса и познакомился с легендарным джазовым трубачом Майлсом Дэвисом. Сотрудничество с Дэвисом оказалось очень плодотворным – при участии Маклафлина было выпущено несколько альбомов.  В конце 60-ых давний интерес музыканта к индийской духовности выкристаллизовался: произошла его встреча с учителем и общественным деятелем, бенгальцем Чинмоем Кумаром Гхошем, известным во всем мире как Шри Чинмой. Джон стал его учеником, получив духовное имя Махавишну («Маха» означает «великий», а «Вишну» - одно из имен Всевышнего в индуизме).  Шри Чинмой был источником вдохновения для многих западных музыкантов. В 1972 году Маклафлин пригласил на встречу с Чинмоем (то был сеанс медитации, проводимый в здании ООН) своего друга, знаменитого рок-гитариста Карлоса Сантану, который был настолько впечатлен личностью бенгальского гуру, что также принял от него посвящение и получил имя «Девадип» («Божественный свет»). Последовательницей Чинмоя стала и супруга Сантаны. Среди других музыкантов, в разное время соприкасавшихся с Чинмоем, были Нарада Майкл Уолден (Narada Michael Walden), Роберта Флэк и даже наш соотечественник Борис Гребенщиков (духовное имя Пурушоттама – «выходящий за пределы любых ограничений»).  Одной из составляющих учения Шри Чинмоя является строгое вегетарианство, которого и стал придерживаться Маклафлин. Сам Шри Чинмой говорил о вегетарианстве следующее:  «Если вы хотите вести лучшую жизнь, дисциплинированную жизнь, чистую жизнь, я чувствую, что вегетарианская диета необходима. Те, кто едят мясо, неосознанно перенимают сознание животного. Животные, помимо злобных и других небожественных качеств, обладают огромным беспокойством. Когда мы питаемся спокойной пищей, наше сознание автоматически становится спокойным, мягким и нежным. А когда мы едим мясо, мы принимаем в себя тревожное, разрушительное сознание животных». В начале 70-х годов Джон создал группу Mahavishnu Orchestra, в первоначальный состав которой входили  скрипач Джерри Гудман (позднее Жан-Люк Понти), клавишник Ян Хаммер (позднее Гэйл Моран и Стю Голдберг), басист Рик Лейрд (позднее Ральф Армстронг), и ударник Билли Кобэм (позднее Майкл Воден). Группа просуществовала всего лишь три года, но деятельность ее была необычайно плодотворной – музыканты выпустили три альбома. Mahavishnu Orchestra были первыми представителями жанра фьюжн, но также завоевали любовь поклонников джаза и рока. На обложке альбома «Любовь Преданность Жертвенность», который был записан в 1973 году совместно с Карлосом Сантаной, оба гитариста сидят в позе лотоса вокруг Шри Чинмоя. В 1974 году собрался второй состав Mahavishnu Orchestra, записавший еще три пластинки.  Параллельно с Mahavishnu Orchestra Джон начал играть в другой, не менее легендарной группе – «Шакти». В ее состав входили индийцы, последователи Шри Чинмоя – Лакшминараянан Шанкар (скрипка), Закир Хуссейн (табла), Винаякрам (хатам) и Рамнад Ражхаван (мриданга). Пожалуй, Джон был первым западным музыкантом, получившим широкое признание индийской аудитории. Группа выпустила три замечательных альбома.  «Я очень горжусь Shakti, так как до него было мало контактов индийской музыки Севера и Юга. Shakti сыграл объединяющую роль в музыкальных отношениях Севера и Юга. После Shakti взаимное проникновение Севера и Юга выросло в тысячи раз. Сейчас регулярно проходят встречи Север-Юг. Что же касается влияния Shakti на западного слушателя, мне сложно оценить, каким образом и в какой мере это влияние проявилось. Мы появились очень вовремя, если говорить о нашей музыке. И в дальнейшем, в 80-х, этническая музыка и мировая музыка стали намного популярнее. Люди стали искать новый звук. Глобализация мира - это часть того же самого процесса. Сокращение дистанций и возрастающее общение между странами и культурами также сыграли свою роль» - говорит Маклафлин. В 70-е годы Джон начал испытывать потребность в том, чтобы играть европейскую музыку. В 1978 году он принял участие в трио гитаристов, играющих фламенко (бурное увлечение которым Маклафлин пережил в пору отрочества). В состав трио входили сам Джон, испанский виртуоз-фламенкист Пако де Люсия и Ларри Корриел, которого позже заменил Эл ди Меола. Самый известный альбом, записанный этим составом, получил название «Friday Night In San Francisco» и стал «золотым». После выпуска двух сольных альбомов («Belo Horizonte» и «Music Spoken Here») в 1984 году Джона снова приглашает Майлс Дэйвис, и он участвует записи альбомов «You’re Under Arrest» и «Aura». Кроме Маклафлина на You’re Under Arrest играл еще один мастер гитары – джазовый музыкант Джон Скофилд. В том же году Маклафлин записал альбом под названием «Mahavishnu».  На протяжении этого периода карьеры (вторая половина 80-ых – начало 90-ых годов)  Маклафлин сотрудничал с такими яркими музыкантами, как Мик Джаггер, Эрик Клэптон, Джинджер Бейкер, Чик Кориа, Ян Гарбарек, Пэт Мэтэни и другими.
В начале 90-х Маклафлин выступал с группой под названием The John McLaughlin Guitar Trio, состав которой постоянно менялся. В 1991 году под этим заголовком выходит концертный альбом Live in Europe, а в 1992 — Que Alegria. Единственным постоянным участником этого электроакустического проекта был перкуссионист Трилок Гурту, с которым Джон сотрудничал с 80-х. В творчестве этого периода характерны сочетания джаза, акустической музыки в духе трио гитаристов и элементов индийской музыки времен Shakti. Следующим гастрольным проектом было трио The Free Spirits, в котором участвовали Джой ДеФранческо (орган Хаммонда, труба) и Деннис Чемберс (ударные). В 1994 году группа выпустила концертный альбом Tokyo Live. Затем Джон вновь обращается к творчеству Джона Колтрейна, записывая студийный альбом After The Rain с Элвином Джонсом на ударных. В 1996 году происходит возрождение трио Маклафлин-ди Меола-де Лусиа для записи альбома и гастрольного тура. Новое обращение к электрическому джаз-фьюжну произошло с проектом The Heart of Things (одноименный альбом 1997 года), и концертная запись The Heart of Things: Live In Paris (2000). В состав вошли следующие музыканты: Джим Бирд (клавишные), Деннис Чэмберс (ударные), Мэтью Гаррисон (электрический бас), Гарри Томас (саксофон). В 1997 году состоялось возвращение Маклафлина к индийской народной музыке в духе Shakti. В проекте Remember Shakti (1999), помимо члена оригинального состава Shakti, Закира Хуссейна, принимали участие выдающиеся индийские музыканты: U. Srinivas, V. Selvaganesh, Shankar Mahadevan, Shivkumar Sharma, Hariprasad Chaurasia. Состав участников расширился, изменилось звучание и подход к исполнению. К индийским народным инструментам добавилась флейта, электрогитара, ударные, появились вокальные партии. Уменьшилось количество скоростных агрессивных соло, больше времени выделяли для солирования остальным участникам группы. В целом музыка стала более спокойной. За период выступлений с 1997 по 2004 были выпущены несколько концертных записей, а также видео-DVD «The Way of Beauty», где, помимо выступлений оригинального состава Shakti, было представлено выступление нынешней группы в Мумбаи (2000) и на джазовом фестивале в Монтре (2004).  Новый этап для Маклафлина начался с альбома «Industrial Zen» (2006), в котором музыкант в очередной раз обратился к родному стилю фьюжн, появившемуся на стыке джаза и рока, и обогатил его элементами этнической музыки, а также электронными эффектами. При записи этого альбома Маклафлин играл не только на обычной электрогитаре, но и на гитарном синтезаторе, а также на необычном безладовом одиннадцатиструнном инструменте Glissentar.
После выхода «Industrial Zen» в музыкальной жизни гитариста произошло несколько важных событий. Во-первых, чуткий к веяниям времени Маклафлин отказался сотрудничать с крупными звукозаписывающими компаниями и завязал отношения с небольшим независимым лейблом Abstract Logix, являющимся также музыкальным онлайн-магазином. Здесь был переиздан «Industrial Zen» и выпущены два обучающих DVD.  Во-вторых, в 2007 музыкант распустил прежний состав Remember Shakti и собрал новый ансамбль The 4th Dimension (гитара, клавиши, бас и ударные). Помимо Маклафлина, в нее вошли молодой, но уже крайне успешный французский басист Адриен Феро, а также барабанщик Марк Мондезир и клавишник (а иногда и барабанщик) Гэри Хазбэнд. Все эти музыканты отметились и на «Industrial Zen». В-третьих, на Abstract Logix был выпущен альбом «Floating Point», ознаменовавший собой новую стадию освоения Маклафлином индийской музыки. В одном из интервью гитарист говорил, что идеалом взаимодействия музыканта с чужой культурой должна стать полная интеграция, такая, чтобы слушатель почувствовал, что эта культура стала частью исполнителя. Если в прежних проектах с индийскими музыкантами Маклафлин вплетал западную традицию в разнородное индийское пространство, то теперь, когда он работает в русле западной музыки, Индия все равно присутствует как неотъемлемая составляющая его творчества. На «Floating Point» молодые индийские музыканты, сотрудничавшие с гитаристом в Remember Shakti, могут играть полноценный фьюжн, при этом душой оставаясь в русле своих традиций, которые из общего пространства не вычленяются. Вместе с диском был издан DVD о том, как создавался альбом и как происходило это взаимопроникновение культур. Музыкант категорически против того, чтобы его причисляли к конкретному музыкальному направлению. «Я – джазовый гитарист, который вырос на рок-н-ролле, фламенко, блюзе и музыке Индии. Все эти влияния и чувствуются сегодня, подпитывают мое творчество».  В ответ на вопрос, что дала ему восточная духовность, он говорит: «Когда я просыпаюсь, то благодарю воздух за то, что могу им дышать. Благодарю тот безграничный дух, который дал мне жизнь и любовь, семью и друзей. И богов, которые дарят мне музыку».  Ту музыку, о которой Джон рассказывает:  «Музыка для меня - это послание. Она говорит людям о том, что они должны быть гуманными - в любви и стремлениях. По крайней мере, я стараюсь писать именно такие композиции. Как и многие другие люди, я уверен, что все мы имеем божественное происхождение и что практически все вокруг является божественным. Мы все вышли из одного, мы все остаемся объединены этим и мы никогда не сможем отделиться друг от друга и от этого единого. Это персональное убеждение. Все это сводится к интеллектуальной игре, если рассматривать отдельно истину, благо и красоту, которые, вероятно, являются существенными атрибутами того, что мы называем Богом. Если что-то истинно, оно должно быть прекрасно. А музыка прекрасна, значит, она должна быть истиной. Бог – самое прекрасное из всего прекрасного и источник всей красоты, поэтому музыка должна быть тайными нитями связана с Богом».






« Возврат к списку

Все новости и статьи

Кто бы мог подумать: топ-10 вещей, которые могут тестироваться на животных

22.01.2020

В наше время шуба из экомеха, экологичная косметика или веганская колбаса уже никого не удивляют. Найти замену невеганским позициям очень легко. Но иногда то, что, казалось бы, не имеет никакого отношения к эксплуатации животных, наносит серьезный вред нашим соседям по планете. К сожалению, очень часто тестирование на животных применяется необоснованно, а потребители об этом ничего не знают. В этой статье мы расскажем, чего еще следует избегать тем, кто борется за права животных.

Гаджеты и люди: кто кого использует?

17.01.2020

Изучение иностранных языков, музыка, аудиокниги и прочий диджитал – казалось бы, в 2019 весь мир на ладони, развивайся – не хочу, и нет ничего невозможного для самореализации. Но такова природа человека: любой ресурс в изобилии утрачивает свою ценность. Даже поколения, заставшие ренессанс и утиль компьютерных дискет, помнят первые пейджеры и «сотовые» с радиусом в 300 метров, наряду с роскошью реального общения, сегодня подвержены зависимости от электронных помощников. Согласно исследованию «Лаборатории Касперского» в 2018 году, более 70% людей в России используют гаджеты не по прямому назначению.

Что такое устойчивое развитие?

17.01.2020

Be sustainable (быть устойчивым), there is no planet B (у нас нет планеты Б) – раньше эти слоганы ассоциировались с «зелеными», якобы сеющими панику на тему экологического кризиса и накручивающими ситуацию. Сегодня эти лозунги все чаще встречаются в хештегах к постам об осознанном потреблении у все большего количества людей, вне зависимости от того, являются они активистами «зеленого» движения или нет. Да что там интернет – с этими лозунгами на транспарантах люди выходят на забастовки в защиту климата. Проблема касается всех нас, каких бы взглядов человек ни придерживался. О чем говорят эти слоганы? Что значит «стать устойчивым»? Разбираемся в этом материале.

Будущее планеты: что будет, если ничего не менять?

11.01.2020

Каждый человек лично, а также большие компании и государства – самые крупные и талантливые сценаристы. Ежедневно мы по крупицам создаем свежие серии «шоу планетарного масштаба». Пока перспективы не самые радужные, но есть шанс исправить будущее. На основе профильных исследований ООН мы предлагаем вашему вниманию наиболее вероятные условия жизни на Земле, которые наступят совсем скоро. Если перемен не будет, то вот что нас ждет.

Медитация: для кого, зачем и как

10.01.2020

«Мы входим в «золотой век» созерцательной нейронауки».

Дж. Кабат-Зинн, директор Медицинского центра Университета Массачусетса

Химия или нейробиология: чувствуют ли растения боль?

10.01.2020

Международное научное сообщество не первый год спорит по поводу одной из самых неоднозначных гипотез в области физиологии растений. На этой благодатной почве в 2005 году даже возникло новое научное направление под названием нейробиология растений.

Юлия Гладкова: «Мне говорили, что без мяса я не смогу тренироваться!»

30.12.2019

Профессиональный спорт и растительное питание – идеально совместимы! Это подтверждает форвард сборной России по баскетболу Юлия Гладкова. Она рассказала Vegetarian, как началась ее спортивная карьера, почему она стала вегетарианкой и зачем медитирует по утрам.

Иван Поддубный – первый русский богатырь

30.12.2019

Былины о богатырях зачастую воспринимаются нами как сказки. Однако в русской истории существовал настоящий богатырь – профессиональный борец, атлет и при этом вегетарианец Иван Максимович Поддубный. Ему довелось прожить насыщенную, но полную лишений и тягостей жизнь, и его история до сих пор по-настоящему впечатляет.

Новогодние идеи: что подарить вегану?

20.12.2019

2019 год журнал The Economist назвал веганским. В этом году увеличилось число людей, отказавшихся от мяса, заботящихся о природе, сортирующих мусор, стремящихся к Zero Waste («Нулю отходов»). Наверняка и в вашем окружении появилось больше таких людей. И если в прошлом году мы им дарили фрукты, веганскую косметику, набор посуды и сертификаты на кулинарные мастер классы, то в этом ассортимент расширился. Выбирайте!

Об украденных билетах, Тадж-Махале и любви

20.12.2019

Меня часто спрашивают, что почитать. Друзья хотят поднять самооценку, научиться управлять временем, найти дело по душе. Но многие ищут в книгах не пользу, а утешение и поддержку. Трогательные и искренние рассказы о чужих победах латают самые глубокие раны и вдыхают надежду. Но иногда нам нужны совсем другие истории. Взрослые. Откровенные. Отрезвляющие. Истории, которые с размаху дают затрещину и напоминают, что жизнь бесценна, непредсказуема и конечна. В новой книге Лариса Парфентьева собрала 33 рассказа: посмеяться, погрустить, задуматься – и изменить жизнь, пока не поздно.

Каких добавок избегать при выборе продуктов?

05.12.2019

Поход в магазин можно сравнить с посещением урока химии. Длинные составы продуктов с непонятными названиями и кодами «Е» вводят в ступор. Покупать или нет – вот в чем вопрос. Наша шпаргалка поможет вам сделать правильный, здоровый выбор и не сойти с «зеленого» пути.

Веганство и экология

03.12.2019

Что для нас самое важное? Наши близкие? Работа? Любовь? Здоровье? Нет! Самое важное для любого живого существа – это воздух, вода и земля. Без них все вышеперечисленное перестанет существовать. Что происходит с этими тремя основными элементами из-за деятельности животноводческих ферм, сейчас узнаем.

Врач Ксения Машкина: «Веганство – залог долголетия и хорошего самочувствия!»

03.12.2019

В профиле Instagram у врача-невролога и натуропата Ксении Машкиной (@dr_mashkina) более 10 000 подписчиков, которые интересуются вопросами здорового образа жизни. Мы поговорили с Ксенией о пути к профессии, тонкостях совмещения традиционной медицины и натуропатии, а также о том, с чего начать переход на растительное питание.

Главные новости веганского мира (за октябрь)

03.12.2019

Новости веганского мира за октябрь 2019 года.

Лектины: оружие растений против человека или лекарство от рака?

02.12.2019

ЗОЖ уверенно и гордо шагает по планете. Нельзя отрицать, что здоровое питание – это уже мейнстрим. И, как в любом другом популярном движении, в сфере ЗОЖ рождается масса мифов и противоречий. Одно из них – это лектины. Слово «лектины» образовано от латинского legere, что означает – «собирать». Лектины – это белки или гликопротеины, способные связывать углеводы или их остатки на поверхности клеток.

  наши проекты